“Поющая Россия”: день пятый – заключительное прослушивание

В воскресенье 2 ноября в Концертном зале Ульяновского музыкального училища им. Г. И. Шадриной собрались многочисленные участники конкурса из Ульяновска и различных регионов России. В этот день выступили более тридцати солистов и два десятка ансамблей. Молебен с водосвятием отслужил протоиерей Николай (Косых); затем притихший зал прослушал его напутственную проповедь, ставшую духовным прологом к конкурсному музыкальному действу.

Постараемся охватить в нашем отчёте многообразие впечатлений последнего отборочного тура, несколько нарушая реальную хронику событий (перед прослушиванием была проведена жеребьёвка, установившая свой порядок выступлений).

Poyushchaya Rossiya den pyatyy - zaklyuchitelnoye proslushivaniye

Самая большая по численности группа исполнителей русских песен прибыла к нам из Пензенской области. Только ДШИ города Заречный выставила три детских фольклорных коллектива. Младшая группа ансамбля Летечкообъединила совсем маленьких ребят (5-7 лет). Друг за другом, как цыплята, невероятно трогательные в своих клетчатых сарафанчиках и платочках, девочки появились на сцене концертного зала вслед за своей руководительницей Дарьей Анатольевной Нестеровой. Замыкающим этой процессии стал концертмейстер ансамбля Анатолий Николаевич Саморуков (его баян сопровождал выступления всехзареченцев).

Участницы младшегоЛетечкорассказали нам сказку ‘Теремок”, где выразительная декламация текста сопровождалась песенками – весело, забавно и увлекательно. Эта форма преподнесения фольклорного материала, наряду с более привычными плясовыми и игровыми песнями, показалась особенно интересной и перспективной в работе с самыми младшими по возрасту коллективами.

В исполнении средней группы фольклорного ансамбляЛетечко(руководитель Ольга Викторовна Макарова) прозвучали хороводная, игровая и плясовая песни Пензенской области – все с активным движением, играми и сольными выходами.

Старшая группаЛетечко(руководитель Татьяна Валентиновна Богачёва) выглядела заметно солиднее – юные русские красавицы в разноцветных сарафанах. Они представили не только плясовые песни, но и лирическую “Ой, во поле травушка” с подголосками, с более сложным образным содержанием. Подбор репертуара свидетельствует о последовательной, целенаправленной и грамотной работы руководителей Зареченскои ДШИ с различными по возрасту детскими коллективами.

Кроме ансамблей, от Зареченской школы выступили и несколько солистов, все они вошли в номинацию “Сольное пение: 7-10 лет”. Самая маленькая – Анастасия Горюткина отважно и уверенно исполнила три разнохарактерные   песни (хотя для 7-летнего участника хватило бы и двух!).

Ксения Бизова выступила не только с сольными запевами в средней группе “Летечко”, но и собственной сольной программой. Она умеет одновременно кружиться, отбивать дробушки и увлечённо петь про Комариков.

Очень свободно, бойко, заразительно весело пропела свои песни и Милана Арапова, бурные овации вызвала плясовая песня “У ворот”.

Полина Копылова – участница средней группы ансамбля “Летечко”, а начинала заниматься, по-видимому, в младшей, где и получила опыт песенной инсценировки сказок. Она выступила с разнообразной программой, но особенный восторг зрителей вызвала в её исполнении песня-сказака, про Машу и Медведя, в которой Полина обнаружила настоящий актёрский дар.

Из Бессоновского района Пензенской области прибыл на наш конкурс детский фольклорный ансамбль “Потешки”, а два участника ансамбля – Фёдор Большое и Дарья Горина выступили с сольными программами [руководитель Елена Анатольевна Маёрова, концертмейстер Илья Сергеевич Селиверстов). Хочется отметить, что практически все исполненные песни записаны в Пензенской области. Среди них -духовные стихи [эти записи имеют точный адрес – Шемышейский район), отрадно, что в Пензенской области собиратели фольклора уделяет внимание этомужанру. Духовный стих “Уж выйдет житейское море” с предостережением: “Господь отречится от нас…”, в звучании детских голос произвёл особенное впечатление.

Духовный стих со всей серьёзностью исполнил и Фёдор Большое. Затем показал”чудо перевоплощения”, взяв в руки балалайку – пропел припевки с лукавинкой и обстоятельно “рассказал” о шайке атаманов.

Дарья Горина, исполнила тихую колыбельную песню, а затем, притопнув каблучком, весёлые песни, в том числе плясовую песню села Казачья Пелетьма Пензенской области (тоже новая для нас местность).

Наконец, несколько слов о выступлении фольклорного ансамбля Юрьев ДеньПензенского   колледжа   искусств (руководитель Наталья Васильевна Маркина, концертмейстер Николай Викторович Маркин). Ярко, красочно, стильно всё: от костюмов – до музыкально-сценического образа. И пение с крепким многоголосием, и пляска “с топаньем и свистом” увлекали зрителей как настоящий театр. Вспомнились и впечатления от выступления в прошлом году Пензенского фольклорно театра “Ти-ра-ра” -да, нам всем есть чему поучиться у пензенцев.

Каждыий руководитель в работе с коллективом расставляет свои акценты. Ирина Петровна Чеснова умело и тщательно работает прежде всего над вокалом, не случайно на конкурсе многие участники ансамбля выступили и в номинации “Сольное пение”. Отметим самого юного участника – это шестилетняя Полина Волынщикова. В песенке-потешке про гусей, она так старательно пропевала птичий клич “га-га-га”, что весь зал вместе с концертмейстером Александром Геннадьевичем Катковым буквально переставали дышать…, в итоге бурные овации.

Архип Гилетин (8 лет), не только исполнил свои песни с чистой интонацией и хорошей дикцией (вновь отметим песню “Как на Волге, на реке”, записанную И.П. Чесновой), но и успел в паузе сплясать вприсядку! Замечательно выступила Азилия Узбекова – девочка не первый год участвует в неё даже появились свои красивый гибкий голос, артистизм, чувство меры, удивительное для десятилетней исполнительницы. Азилия пропела ещё одну песню из “копилки” руководителя ансамбля  –  колыбельную  “Ай дили, дили” Ульяновской области села Анненково.

(Понравилось и выступление Екатерины Карповой, которая прекрасно чувствует стиль и колыбельной песни, и плясовой, непринуждённо и спокойно держится на сцене. Обе солистки выступили ещё и в дуэте, показав прекрасный ансамбль, причём отлично справились с двухголосием и в а’сарреll’ном пении.

Назовём имена и остальных солистов, представителей “Купавушки” – в каждом случае видна хорошая работа преподавателя и поселившаяся в сердцах юных певцов любовь к народной песне: это Кристина Волынщикова, Анастасия Ерёмина, Полина Лаптева.

Народный коллектив Фольклорный ансамбль Ладанкапредставлял Центр народной культуры Ульяновской области (руководитель Наталья Петровна Аринина, концертмейстер Павел Николаевич Прохоров). Отметим всегда привлекательную для слушателей осмысленность исполнения: участники ансамбля “проживают” на сцене сюжеты своих песен. Неожиданную новую актуальность для нас, сегодняшних, прибрела лирическая песня Ульяновской области (записана в начале XX в.) “Петроградские трущобы” – она и получила наибольший успех у зрителей.

Анастасия Горинова и Екатерина Крутилина (участницы “Ладанки”) объединились в колоритный дуэт – разные по темпераменту и по тембру голосов, они прекрасно дополняли друг друга в песенном диалоге.

Ещё одна участница “Ладанки” – Вера Ширманова, студентка Ульяновского музыкального училища. Она удачно выступила с сольной программой: звонкий голос, “диалектное” произношение, подкупающе-искренняя, естественная манера исполнения.

От  Центра  народной  культуры Ульяновска выступил также “взрослый” ансамбль – Народный коллектив Фольклорный ансамбль Веретено(руководитель Ирина Петровна Чеснова, концертмейстер Александр Геннадьевич Катков). Чеснова и здесь добилась главного – самодеятельные певцы прежде всего поют, согласно и дружно строят многоголосие и явно получают наслаждение от глубокого и “полноводного” звучания ансамбля.

Слушателей впечатлил мощный баритон Вячеслава Ивановича Трофимова (концертмейстер Лариса Викторовна Куфтина), который принял участие в конкурсе по зову сердца, по велению души – души истинно русского человека.

Не будучи участником какого-либо коллектива (Вячеслав Иванович – заслуженный председатель Ульяновской общественной организации казачьего братства), он хорошо владеет голосом, поёт “на подъёме”, особенно удалась ему песня “Живёт моя отрада”.

Любовь Сергеевна Овчинникова как исполнительница народных песен давно снискала любовь публики не только в Новой Малыкле, но и в других районах области, в Ульяновске. Любовь Сергеевна выступает вместе со своим мужем Виктором Филипповичем Овчинниковым – их семейный ансамбль всегда воспринимается какединое целое.

Елена Ивановна – профессионал своего дела, знаток народного песенного исполнительства, она занимается записью и обработками местного фольклора, изучает и выводит на сцену народные обряды.

Фольклорный ансамбльПереладец(ДШИ № 20) показал развёрнутую игровую картинку “Свадебка”: “Раз-два-три-четыре-пять – будем свадебку играть”. Сценка включала пение, пляски, диалоги, быстро сменяющиеся игровые ситуации – за разворотом событий с интересом наблюдали и зрители, и сами частники.

В зале Ульяновского музыкального училища выступил ансамбль русской песни Димитровградской ДШИ 1 “Ладушка” (руководитель Наталья Юрьевна Кузьмина, концертмейстер Олег Геннадьевич Игнатьев). Колыбельные песни чаще поются сольно, а здесь мы услышали очень тёплое по тону ансамблевое звучание с оригинальным и точно найденным исполнительским штрихом -в последней фразе “ладушки” перешли на шёпот…

Саратов по численности участников как будто соревновался с Пензой. Замечательно, что нашим соседям есть, что сказать в области фольклора. Полна русскими песнями Саратовская ДШИ №20, отлично налажена работа на отделении “Народное пение” в Саратовском колледже искусств – мы услышали два ансамбля, несколько солистов… Секрет оказался, как всегда, прост: в графе “руководитель” везде значится одно имя – Елена Ивановна Спицына, а рядом – два верных соратника, концертмейстеры Алексей Николаевич Живайкин и Сергей Владимирович Рублёв.

С сольными программами выступили учащиеся младшего возраста той же школы -Арина Гладникова и Елизавета Борисова, а также Дарья Левикина, Ксения Живайкина и Анастасия Гуркина (в возрастная номинация “от 11 до 14 лет”).

В программе каждой из них значился духовный стих преимущественно Саратовской области (по-видимому, руководитель заинтересовалась этим жанром, возможно, благодаря требованиям нашего конкурса?) и песни других жанров. При разнице в возрасте, индивидуальности, и костюмы у девочек очень разные (такое многообразие решений) можно отметить как общую черту стремление юных исполнителей донести до слушателя смысл текста, “рассказать” историю. С устойчивой интонацией, отчётливо донося каждое слово, исполнила свою программу Ксения Живайкина. Эти качества помогли ей “выдержать” своеобразную форму дуэта – с участием вторящего духового инструмента (дудка или альтовая продольная флейта) в руках концертмейстера – Алексей Николаевич Живайкин продемонстрировал прекрасное владение разными народными инструментами.

Студенческий фольклорный ансамбль Саратовского областного колледжа искусств Перегуды(руководитель, концертмейстеры те же) показал крепкий профессиональный уровень в сложном искусстве русского народного многоголосия с его “разливами”, вплетающимися в основной напев подголосками и стройными унисонами. Учащиеся колледжа исполнили “добротную” программу, включающие различные жанровые разновидности русской песни -хороводную, плясовую, свадебную величальную. Почти все участницы ансамбля Перегудывыступили и с сольными программами. Наталья Куликова пела под аккомпанемент балалайки и баяна – получился замечательно дружный ансамбль. Словно на одном дыхании прозвучала остроумная и забавная (поздняя городская) песня “Как поеду я в Москву” -народный юмор, к счастью, неискореним.

Анна Перерва исполнила авторскую духовную песню – “Царица преблагая” – слова и музыка Игуменьи Анастасии (Шестун), сравнительно новый жанр, имеющий хождение в молодёжной среде, что можно оценить как очень положительный момент.

И ещё одна участница, выступившая от имени Саратовского колледжа -Алия Салиходинова. Поёт легко, свободно, вживается в материал. Впечатляющим был переход от серьёзной значительности духовного стиха – к бойким, озорным песням, продолжающим программу.

Порадовали нас гости из южных областей России. Ирина Медведева и Роман Питченко из Ростовского колледжа искусств им. С.В. Рахманинова (преподаватель Татьяна Владимировна Хентова) показали почти полностью казачий репертуар. Так, Ирина Медведева исполнила “казачью колыбельную” (сл. Ю. Лермонтова), старинный казачий романс “Чайка” (муз. Е. Журавского, сл. Е. Буланина), продемонстрировав хорошие вокальные данные и хорошее владение голосом: приятный тембр, большой диапазон, точная интонацию.

Приехав без концертмейстера, Ирина Медведева выступила в ансамбле с музыкантами Ульяновской областной филармонии (Вера Корчева, Иван Крайник), которые ей прекрасно проаккомпанировали.

Ростовчанин Роман Питченко вышел на сцену в казачьем мундире видимому, костюм тоже помог ему в нахождении нужной манеры исполнения, что относится и к духовному стиху “Человек оживе”, и к старинной песне донских казаков “Шли два брата”. Роман – обладатель замечательного голоса: чистый сильный тенор, богатая нюансировка (прекрасно прозвучивались и самые тихие ноты). Концертмейстер Андрей Васильев (РАМ им. Гнесиных) подключился к исполнению непосредственно перед прослушиванием и выполнил свою задачу на “отлично”.

Одним из самых ярких открытий конкурса стал фольклорный ансамбль “Дивия” Беломестненского сельского Дома культуры (Белгородская область). Участницы ансамбля – Виктория Косарева, Марина Бутырская, Светлана Плотникова – исполняли исключительно свои песни, записанные в разных районах Белгородской области, в чисто фольклорной манере. Особенности интонирования и говора, извилистое, “ветвистое” многоголосие – всё как будто из-под земли, из глубины веков поднято в первозданном облике и донесено до нашего торопливого века с большой искренностью и сердечностью. Низкий поклон вам, беломестненские певуньи!

Марина Захарова и Наталья Титова, составившие орловский фольклорный дуэт (Орловский государственный институт искусств и культуры), также показали чудеса”кружевного плетения” подголосков, ни на мгновенье не теряя ни строй, ни ритм пения. Казалось, не два, а четыре-пять участников, исполняют хороводную “Во лужочках, во лужках” и   “Сербияночку”   (Орловской и Свердловской областей).

Запеть на музыкальном языке своих предков сумела и учащаяся Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова Елизавета Аныиина (преподаватель Ирина Викторовна Фаустова). Очень музыкально, органично, с особым эмоциональным наполнением она исполнила песни различных районов Липецкой области: “Как у Вани на полянеа’сарреll’но, а “Протяжные страдания”, подыгрывая себе на балалайке. Одна песня прозвучала горестно, другая – приветливо, “на улыбке”.

Студентка Российской академии музыки им. Гнесиных Анастасия Дробышева (преподаватель Анна Павловна Литвиненко, концертмейстер Андрей Васильев), обладательница красивого сопрано, показала высокую культуру вокала и чрезвычайно интеллигентную манеру исполнения. В каждой песне нашла верные акценты – лирическая теплота и мягкая женственность, веселье без надрыва, но с лукавинкой.

Очередь дошла и до наших ближайших соседей – самарцев. Из города Сызрани Самарской области в Ульяновск прибыли два фольклорных ансамбля -детский и взрослый. В ансамбле Хорошки” (руководитель Ирина Юрьевна Савина, концертмейстер Александр Геннадьевич Савин) поют дети 7-10 лет. На первый номер девочки вышли на сцену с куклами. Колыбельную пели всем составом, не только пели, но и приговаривали – стихи, потешки – получилась целая сценка (вместо телепередачи “Спокойной ночи, малыши”!). Приятное, светлое впечатление оставил и внешний вид участников ансамбля.

Народный ансамбль русской песни Россияне”  Дома   культуры   “Строитель” (руководитель и концертмейстер Владимир Александрович Савин) – крупный самодеятельный коллектив (можно обозначить и как “хор”), по-видимому, имеющий большой опыт концертных выступлений. Во всем заметна хорошая (хочется сказать “добротная”) профессиональная работа -подбор репертуара, ровное стройное звучание, надёжно укреплённое сильными мужскими голосами, красивые сценические разводки. Приятно, что сызранцы исполнили и песню Ульяновской области “Деревенька”.

Запоминающимся, эффектным было выступление студента Самарского областного училища культуры и искусств Дениса Дубинецкого (преподаватель Елена Михайловна Гусева). Расшитая белая рубаха, гусли – настоящий древнерусский певец-сказитель. Убедительно и весомо прозвучал в его исполнении духовный стих донских казаков “Божьи птички”, серьёзный тон (что, видимо, присуще его индивидуальности) сохранился и в исторической песне самарской области “Чёрный ворон”. Хожиакбар Мамажанов, учащийся самарской ДМШ №4, не впервые радует нас своим чудесным голосом – он приезжал на наш конкурс ещё 11-летним мальчишкой, имея титул “самарского Робертино Лоретти”.

Повзрослевший Хожиакбар (сейчас ему 14 лет) поёт по-прежнему, изумительно, хотя не совсем по-прежнему – голос углубился, появились новые нижние нотки… Абсолютная музыкальность (говорят же: “поёт, как дышит”…), редкой красоты тембр.

Хочется поблагодарить его добрых и знающих наставников – преподавателя Людмилу Георгиевну Мительман и концертмейстера Наталью Игоревну Горбунову, за открытие и бережное развитие настоящего “золотого” голоса.

Во второй раз прибыл на ульяновский конкурс и фольклорный ансамбль Самарской государственной академии культуры и искусствЛарец(руководитель Наталия Владимировна Бикметова, концертмейстеры Михаил Анатольевич Устинов, Фархат Серикович Унгаров. Несмотря на естественную “текучесть” студенческих коллективов, когда каждый год уходят лучшие силы (выпускники), “Ларец” держит высокий профессиональный уровень. Широкой рекой разливается многоголосие, проходки с переплясами, постоянные смены ракурсов вносят яркий зрелищный элемент в исполнение всякой песни. Каждый участник в какой-то момент может показать себя в качестве солиста, все индивидуальности учтены и концертмейстеры сливаются с ансамблем как полноправные участники песенно-игрового действа.

Некоторые студенты выступили с сольными программами, а Ксения Демчева и Александр Селюнин составили замечательный малый ансамбль – дуэт Матаня“. Участники дуэта выразительно ведут сюжеты своих песен, находятся в постоянном общении вокальном и танцевальном, а рядом ещё один участник – развесёлый “гармонист” (концертмейстер Михаил Анатольевич Устинов).

Анна Суркис проникновенно и горестно, в манере плача-причета исполнила духовный стих “Кому повеем печаль мою?” и подтвердила свое лирическое дарование в песне “На золотом песочке”.

Татьяна Курицына в духовном стихе сделала акцент на спокойной повествовательности и хорошо обыграла песню “Ванюшка мой” в живом общении с “гармонистом”.

Анастасия Осипкина исполнила лирическую песню Ульяновской области “За лесом солнце закатилось” в протяжно-певучей волжской манере, а для “Липецких припевок” взяла в руки балалайку.

Михаил Устинов программой, также выступил с сольной к радости слушателей, наблюдавших за его “молчаливым” участием в качестве концертмейстера в предыдущих номерах самарцев. Яркая природная одарённость (“органика”, как сказали бы театралы) превращает его присутствие на сцене в маленький спектакль, он чрезвычайно содержателен в каждой интонации, в каждом мимическом движении.

Подводя итоги конкурса, отметим высокий уровень и разнообразие представленных программ, многочисленность участников, приподнятость, праздничность атмосферы, в которой проходили все конкурсные мероприятия. Во конкурсе “Поющая Россия” приняли участие 60 солистов и более пятидесяти ансамблей, общее число участников – 541 человек.
В состав жюри, кроме представителей “Русского Дома” Заслуженного работника культуры РФ Т.И. Кулябиной и кандидата искусствоведения И.В. Кривошеевой, вошли известные российские исполнители и преподаватели высших музыкальных учебных заведений: А.П. Литвиненко – народная артистка России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных (г.Москва); В.П. Овсянников – народный артист России, профессор Государственной Академии культуры и искусств (г.Москва); Л.А. Терентьева – заслуженный деятель искусств России, профессор Самарской Государственной академии культуры и
искусств (г. Самара). Список победителей конкурса оказался
весьма обширным, так как включал множество номинаций: “Сольное пение” с семью возрастными категориями, “Ансамбль” (с различием “малых” – дуэты, трио- и”больших” составов), причём ансамбли также подразделялись на младшие, средние по возрасту школьные коллективы, а также ансамбли средних и высших музыкальных учебных заведений; отдельно оценивались самодеятельные солисты и ансамбли, которых тоже оказалось немало… Наконец, специальные дипломы и подарки были предназначены для лучших исполнителей колыбельной песни, духовного стиха (духовной песни), народных песен Симбирского края и песен, посвященных Симбирску-Ульяновску как “малой родине”, были отмечены самый юный участник конкурса (6 лет) и самый пожилой (80 лет), нашёл своего обладателя и “приз зрительских симпатий”… Перед жюри стояла нелёгкая задача – никого не обделить вниманием, найти гибкие критерии в оценке участников конкурса, исходя из возможностей и исполнительских позиций того или иного коллектива. В оценках жюри была учтена различная постановка голоса, особая манера пения: от чисто фольклорной – до почти академической, что соответствовало избранному направлению и исполняемому репертуару (по условиям конкурса могли исполняться не только русские народные песни, но и близкие к ним авторские песни). Широта охвата материала соответствует принципиальной позиции председателя Ульяновской региональной общественной организации “Русский Дом”, Заслуженного работника культуры РФ, солистки Ульяновской областной филармонии Тамары Кулябиной, которая является автором проекта и художественным руководителем конкурса, -петь должна вся Россия, и стар, и млад, песня должна звучать в городах и сёлах, в концертных задах и в семейной домашней обстановке… Через песню русский человек постигает свою национальную культуру, приобщается к народным традициям, учится любить свою родную землю, свой народ. После подведения итогов конкурса, проведения мастер-классов и консультаций по вопросам исполнения и интерпретации русской песни, состоялся отбор участников для заключительного гала-концерта. Большой концерт, программа которого всё-таки не смогла вместить выступления всех победителей конкурса, состоялся 4 ноября, в День народного единства в концертном зале Дворца культуры “Губернаторский”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *